Гули Юлдашева (Узбекистан): странам Центральной Азии следует повысить качество реформ в сфере науки и образования |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ | |||
Автор: Владимир Парамонов | |||
16.05.2019 11:22 | |||
Развивая экспертную дискуссию по ключевым вопросам, стоящим на повестке дня стран Центральной Азии, проект "Центральная Евразия" пригласил к обсуждению авторитетного историка и политолога из Узбекистана Гули Юлдашеву. Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы "Центральная Евразия", www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили? Гули Юлдашева (Узбекистан), доктор политических наук, старший научный сотрудник Координационно-методического Центра по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан: на мой взгляд, на отношения государств ЦА следует посмотреть через призму трех взаимообусловленных проблем, по сути предопределяющих многие другие проблемы. Во-первых, существует разница в уровне владения русским и другими иностранными языками, что мешает полноценным контактам между обычными людьми и партнерству в любых региональных проектах. Для казахстанцев, в силу территориальной близости к России и более сильному ее влиянию в стране, русский стал практически родным языком. К тому же политика Казахстана, поощряющая широкомасштабные социальные, в том числе научные и культурные связи с дальним зарубежьем (туризм, стажировки, гранты, культурные обмены и пр.) отразилась на увеличении количества казахстанских граждан, владеющих иностранными языками. По сравнению с этим в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане процент владеющих русским и другими иностранными языками явно намного ниже. В частности, в Узбекистане большинство сельских жителей, составляющих на деле более половины населения, не владеют русским языком, и лишь незначительная их часть, преимущественно молодежь, владеет другими языками. В Кыргызстане ситуация также достаточно сложная с более продвинутым в этом плане севером и консервативным югом. Во-вторых, внутриполитические и социально-экономические проблемы вызвали в период независимости разрыв не только в уровне образования, но и привели к глубокому кризису в научно-образовательной сфере в целом. В Казахстане, при всей кризисной и переходной ситуации внутренние реформы по большому счету сохранили прежнюю, довольно сильную научно-методическую и образовательную базу. Наряду с широко распространенными в стране научно-академическими обменами и студенческими стажировками за рубежом, тесным партнерством с Россией, это обеспечило сравнительно более высокий уровень образовательной подготовки казахстанцев. В остальных республиках ЦА, как известно, почти катастрофическое состояние. В-третьих, все обозначенные моменты логически проявляются в различной степени модернизации государств ЦА и отражаются в ряде важных проблем на пути их развития. Прежде всего это заметно в характере кадровой политики и профессионализме управленцев, качестве функционирования политических и экономических институтов. В итоге, существуют и растут различия во внутренней и внешней политике государств ЦА, степени открытости или консервативности их обществ, уровне вестернизации и экономического развития, определении и функционирования норм, процедур, предписаний и техник их исполнения. В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы? Г.Юлдашева: для того, чтобы хотя бы частично решить данные проблемы во всех государствах ЦА необходимо предпринять ряд важных мер. Во-первых, следует повысить качество реформ в сфере науки и образования. Это также должно предполагать и организацию совместных академических, преподавательских и студенческих проектов (подготовку и выпуск учебников, монографий, статей, организацию и проведение конференций, олимпиад, различных конкурсов и т.п.). Во-вторых, следует кардинально усилить преподавание русского и других иностранных языков. Особенно это касается Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. С этой целью также важно проводить олимпиады, различные конкурсы, викторины, концерты и пр. как внутри стран, так и поочередно в каждой из них. Безусловно, что нужно и активнее использовать при этом СМИ (телепередачи и фильмы, радио, журналы, газеты, и пр.). В-третьих, принципиально важно предоставлять государственную поддержку и создавать благоприятные условия для более свободного выезда граждан за рубеж с целью прохождения стажировок, повышения квалификации и обучения, а также туризма и отдыха (ведь это тоже предполагает элементы приобретения нового опыта). В совокупности это и должно позволить поддержать стратегический курс на модернизацию стран ЦА и кооперацию между ними, постепенно снизить или даже стереть существующие различия, совершенствовать систему регионального просвещения, усилить взаимопонимание и сблизить народы. Уверена, что это позитивно отразится и на реализации задуманных региональных проектов. Осуществление данных мер может ускориться и с практическим выполнением подписанных в ходе визита В.Путина в Узбекистан (октябрь 2018 года) документов в гуманитарной сфере. В.Парамонов: спасибо большое за ответы! Мне показалось, что у Вас, Гули Исматуллаевна, сложилось несколько оптимистичное представление о ситуации в Казахстане. Это неплохо. И, безусловно, мы должны только радоваться успехам наших соседей. Я часто езжу в Казахстан, который был и остается ключевой региональной площадкой для научных и экспертных обменов, местом проведения многочисленных конференций и семинаров. Все это положительно. Однако, мне представляется, что в целом обстановка в Казахстане, как в экономике, так и во всех других сферах, по большому счету ничем не отличается от ситуации в других странах ЦА и даже становится хуже. Более того, Вы затронули очень интересный блок вопросов, касающихся значения русского языка и влияния России в Центральной Азии. Думаю, что этому стоить уделить большее внимание в последующих частях дискуссии, вынеся на обсуждения следующие вопросы: -какова роль русского языка в ЦА? -может ли России быть локомотивом развития региона и есть ли у РФ стратегия в ЦА? Приглашаю всех желающих экспертов из стран региона ответить на эти вопросы. Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих национальных, региональных и международных СМИ, экспертных площадок, в том числе Делового издания "Курсив", https://kursiv.kz (Казахстан), Казахстанской республиканской общественно-политической ежедневной газеты "Экспресс К", https://express-k.kz (Казахстан), Информационного агентства K-News, www.knews.kg (Кыргызстан), Информационного медиа-портала "Новости Узбекистана", www.nuz.uz (Узбекистан), Региональной аналитической сети Центральной Азии (Central Asian Analytical Network, CAAN), www.caa-network.org (США), Аналитического ресурса "Регион", www.region.kg (Кыргызстан), Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC) https://ifeac.hypotheses.org (Франция), Аналитического портала "Деловая Евразия", https://www.dea.kg (Кыргызстан) и др. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства - граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . К информационному сопровождению дискуссии - популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ. Информация о ходе дискуссии также доступна на телеграм-канале @ceasiaru и странице проекта на Facebook, www.facebook.com/ceasia.org. При цитировании или другом публичном использовании материалов дискуссии ссылка на проект "Центральная Евразия", www.ceasia.org обязательна.
Похожие материалы:
|